четверг, 5 ноября 2015 г.

ГЛУПЕЕМ?!
УЧЁНЫЕ ПРО­ВЕЛИ ИССЛЕ­ДОВАНИЕ, ПОКАЗАВШЕЕ: СОВРЕМЕН­НЫЙ ЧЕЛОВЕК УТРАЧИВАЕТ СПОСОБНОСТЬ ДЕРЖАТЬ В ПАМЯТИ НЕ­ОБХОДИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ - ОТ НОМЕРОВ ТЕЛЕФОНОВ ДО ДАТ КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЙ, ПОЛАГАЯСЬ НА ГАД­ЖЕТЫ. ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ПРО­ГРЕСС ТЕХНИЧЕСКИЙ ОБЕРНУЛ­СЯ РЕГРЕССОМ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА?
Вообще прогресс человеку полезен - если речь идёт о ме­дицине, например. Но есть одна область, в которой всё наоборот. Это отдельная сфера научно- технического прогресса - гаджетизация. Наши помощники умственной деятельности пере­шли черту, «красную линию», за которой начали отбирать у чело­века человеческое.
В былые годы нам приходилось сохранять в голове много информации, что требовало оп­ределённого напряжения ума. Когда вы стараетесь правильно разместить всё в своей памяти, продумываете каждую мелочь. И, если вспоминаешь что-то, вспоминается, как правило, по ассоциации - не только номер телефона, но и множество сопутствующих моментов. Отдавая способность запоминания на волю гад­жета, мы утрачиваем и ассоциативные связи. А зачем? Когда будет надо, мы просто нажмём кнопку - и всё...
Раньше, даже если вы прос­то переписывали что-то себе в блокнотик, то особым образом двигали рукой, выводя буквы и цифры. У каждого человека есть свой неповторимый почерк, фор­мирующий в том числе и его инди­видуальность. Когда вы пишете, то мыслите активно. Человек, читающий книги, вынужден был оставлять полученную, информацию в ячейках памяти, потому что в другой раз у него этой книги под рукой могло не оказаться. А теперь зачем запоминать что-то, когда оно всегда есть в Сети? В итоге значительная часть знаний уже не хранится в голове, а значит, вы не оперируете ими, когда раз­мышляете. Выработался своего рода рефлекс: не запоминать то, что узнаёшь, потому что это лишнее усилие. И, что самое пе­чальное, сокращается не только наша оперативная память, но и долговременная тоже.
К чему всё это может привес­ти? Человек перестаёт быть уни­версальным, эрудированным. У него в мозгу содержатся только те знания, которые нужны в по­вседневной деятельности, ради которых не будешь каждый раз заходить в Интернет или бежать за телефоном. Из такого челове­ка вряд ли вырастет гений уров­ня Толстого - для этого нужны широта мышления, умение этим мышлением пользоваться и пони­мание, как устроен мир.
Конечно, гаджеты не оту­чают нас думать вообще - они «всего лишь» отучают мыслить широко и ассоци­ативно. И все наши решения примитивизируются: у них могли бы быть более инте­ресные варианты, но поневоле всё становится максимально простым и приземлённым. В гуманистическом смысле мы становимся всё более бедными. Да и будущие прорывы в науке могут оказаться под вопросом.

Александр Каплан, психофи­зиолог, профессор, завлабо­раторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов биофа­ка МГУ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

на 30 апреля

  ТЕ, кто не писал тест 9 апреля, будут писать. И к тесту я добавлю еще 2 балла( то что делали на уроке лес) на 30 апреля читать параграф 23...